Его фильмы никогда не попадут в программу "Кинотавра", не будут выдвинуты на "Нику" и "Золотой Овен". Ну,
не престижны они, смотрят их всего два-три критика. Да и то, как правило, в поисках темы для кинофельетона или
повода, чтобы посетовать на художественный упадок отечественного кинематографа. А Анатолий Эйрамджан
снисходительно улыбается и продолжает веселить публику своими незамысловатыми комедиями, как веселил
в фильмах "Бабник", "Моя морячка", "Импотент" и т.п. Он, если хотите, профессиональный рассказчик анекдо-
тов. И вообще, заканчивал Бакинский институт газа и нефти, а не ВГИК, и киноделу не обучался. Тем не менее
снятая по его сценарию "Самая обаятельная и привлекательная" — хит 80-х, а комедии, поставленные им в 90-е,
— одни из самых кассовых в те годы. Да, они явно относятся к кинематографу класса "Б", хоть у нас и нет
деления на "первосортное" и "второсортное". Это фильмы почти любительские, примитивные по языку, угловатые
и нескладные, немного скабрезные, не всегда смешные. Но народу-то нравятся. Вот и его новая работа — "День
святого Валентина" — наверняка привлечет многих. Потому что на российских фильмах мы давно не смеялись. А
здесь — смешно. Ни в какой Америке (где Эйрамджан снял два предыдущих фильма — "Когда все свои" и
"Примадонна Мэри") такая история не могла произойти. Потому что там жарко. А все начинается с того, что почти
голые люди оказываются зимой на балконе. Это молодая дама, выставленная на февральский мороз своим
любовником по случаю неожиданного возвращения его жены, и... любовник этой самой жены Сашок, выставленный
ею на тот же балкон ввиду возвращения мужа. Затертая схема "приехал муж" из командировки" срабатывает в
руках режиссера, снимающего на мизерные деньги, безотказно. И актеры — а здесь Александр Панкратов-Черный,
Любовь Полищук, Михаил Кокшенов, Борис Щербаков и Людмила Потапова — не выглядят пошло. Хотя и
балансируют на грани фола. Образы, как всегда у Эйрамджана, не слишком глубоки, но узнаваемы и понятны
каждому. Не вина кинематографа и уж тем более Анатолия Эйрамджана, что нравственный порог сейчас занижен.
Режиссер и сценарист в одном лице, он как раз и ищет в своих легкомысленных сюжетах близость родственных
душ, утерянные человеческие связи, одухотворенность отношений. При этом Эйрамджан идет наперекор расхожим
киномоделям и героями-любовниками выводит не 20-30-летних, а тех, кому за 50-60. Пусть у них уже седина и
морщины, пусть мышцы немного подувяли, но кровь в жилах еще играет. Важно, что они видят в персонах
противоположного пола не только сексуальных партнеров, а людей, с которыми можно поговорить, кому можно
поплакаться в жилетку, на кого можно опереться. Фривольна в фильмах Эйрамджана лишь завязка. А самое
главное, ради чего фильм и снимается, — в разговорах о своих судьбах, неудачах, об утерянном понимании с
супругами. И, как правило, автор награждает своих героев красивой новой любовью, давая им шанс начать жизнь
сначала. Пошляк и циник такую картину не сделает. Тут надо очень уважать и ценить женщин. Эйрамджан ценит.
И герои его — тоже ценят, хотя порой оказываются ниже возложенных на них надежд и не выдерживают испытание
настоящей любовью. Сюжет "Дня святого Валентина", придуманный смешливым лириком Эйрамджаном,
пересказывать не хочу, хотя так и тянет (что в последнее время бывает редко). Там и реплики есть смешные, но
они плохо прослушиваются из-за того, что зал не успел еще отсмеяться предыдущим шуткам. Никого, похоже,
не коробит, что им предложили смех не хай-класса, а качеством пониже. Главное, что смешно, а не тоскливо.
Пусть называют это смехом класса «Б», пусть критик думает, что я «киноделу не обучался», что снимаю фильмы
«угловатые и нескладные» - это не важно, главное, что ему понравилось, он смеялся и наполнился таким зарядом
доброты ( а у критиков это бывает крайне редко ), что написал положительную рецензию. За что ему от автора
( Признаюсь, нечасто бывают по поводу моих фильмов даже такие рецензии ).