В Ереване снимался фильм по моему дипломному сценарию. С главным редактором киностудии «Арменфильм»,Левоном
Будагяном я играл в шахматы.
Разыграли быстро дебют и еще через несколько ходов он задумался крепко, а потом поднял на меня глаза и сказал:
- Может так быть, что ты хорошо играешь и я этого не понимаю?
И сам же ответил на свой вопрос:
-Нет, не может этого быть!
Так вот, большинству критиков, которые обвиняют меня в дурновкусии, в пошлости и низкопробности, называют Тинто
Брассом мне очень хочется задать вопрос:
- Может такое быть, что вы лучше меня разбираетесь в кинокомедии,в шутках,знаете, что такое эротика, драматургия, а
чувство юмора у вас тоньше и вкус лучше, чем у меня?
- Нет, не может этого быть!
Потому что, уверен, книжек я прочитал значительно больше, чем мои критики, фильмов и спектаклей посмотрел больше,
соображаю лучше хотя бы потому, что понимаю, что такое эротика и никогда не снимаю ее, а уж в теме, которой посвящены
большинство моих фильмов – сближению мужчины и женщины - разбираюсь несомненно лучше, чем мои закомплексованные и
очень дремучие оппоненты.
Вот одна история, на мой взгляд, интересная. Как-то я зашел со своим другом в Союз кинематографистов, мне нужно
было взять какую-то справку в отделе драматургии. Я оставил друга у входа, а сам поднялся на третий этаж. Когда я спустился
вниз, друг спросил меня:
- Что за помещение у вас там? – и показал на дверь Малого кинозала.
- А что такое? – спросил я.
- Понимаешь, сейчас туда заходили очень странные люди. Ну, например, один подволакивал ногу, второй был с
челюстью дауна, какая-то молодая женщина разговаривала сама с собой и идиотски улыбалась , у другой рука была поднята и
согнута, как лапа у собаки, когда она «служит»,какой-то мужчина дергался и бесприрывно моргал, как при тряске Святого
Витта.И все одеты плохо и притом неряшливо...Вы взяли шефство над дебилами? - закончил мой товарищ.
- Подожди, сейчас узнаю, - сказал ему я, отошел и открыл дверь кинозала.
В темном зале демонстрировался фильм и стоял невообразимый шум. Такой шум я слышал в послевоенные годы в
кинозале клуба им. Тельмана при табачной фабрике в Баку и то на последнем сеансе, когда люди приходили не смотреть
кино, а обжиматься, грызть семечки и курить анашу. И вот второй раз услышал в Союзе кинематографистов СССР на
просмотре для кинокритиков: да, в зале сидели кинокритики и на экран практически никто не смотрел – они разговаривали, ели
бутерброды, перекрикивались, менялись местами, спорили...
Я закрыл дверь кинозала и подошел к своему другу.
- Это не дебилы, - сказал я. – Там кинокритики...
Поверьте, я не наговариваю и не сгущаю краски – большинство кинокритиков выглядит внешне очень непрезентабельно.
А уж какие рецензии они могут написать после таких просмотров я испытал не раз на своей шкуре: они не могут внятно
пересказать сюжет картины, путаются в деталях, неправильно называют имена актеров, занятых в фильме, могут даже
назвать актера, не имеющего к фильму никакого отношения, искажают названия моих картин, приписывают мне картины,
которые я не снимал и т.д. Первое воемя меня это страшно возмущало, я писал в редакции гневные письма, требовал
сатисфакции, опровержений, наказания виновных, а когда понял, что все мои действия тшетны, смирился, успокоив себя
фразой Наполеона: « С дураками необходимо считаться, как с неприятелем на поле боя, превосходящим тебя количеством». И
еще: Марку Твену принадлежит фраза:«Как-то бедняга, страдающий зубной болью, изобрел немецкий язык». Перефразируя
великого юмориста, могу сказать: «Как-то бедняга, кторый не знал, чем заняться в жизни, стал кинокритиком».