Раньше, когда снималось кино, собирались несметные толпы зевак (я сам не раз простаивал в таких толпах), все завороженно
смотрели на известных актеров, ловили каждый их жест, слово, если удавалось приблизиться – просили автографы. Отношение к
снимаемому кино, актерам и членам съемочной группы было самое уважительное. Что же теперь?
Снимаем мы фильм «Импотент», момент, когда Державин и Дюжева должны на «иномарке» подъехать к ее дому и там, в
машине у них должен состояться разговор, после которого она пригласит Державина к себе домой на чашечку кофе.
Репетируем подъезд машины,- она должна остановиться в определенном месте, куда оператор уже навел фокус. Потом
актеры начнут говорить и звукооператор должен проверить качество звука, правильность установки внутри кабины микрофона,
световики направить на машину осветительные приборы и т.д. Для этого машина должна несколько раз подъехать и встать точно
на заранее определенную метку, актеры начать говорить, а оператор укрупнить их изображение за стеклом машины... Вот делаем
мы эту процедуру при 20- градусном морозе и, когда уже приготовились, наконец, к съемке, на то место, куда должна была
подъехать машина, вдруг встал какой-то парень и удивленно стал озираться, увидев, что на него наведены световые приборы и
камера.
- Это что, вы меня снимаете? – с угрозой спросил он. Парень был явно пьян.
- Нет, не вас, - ответила вежливо ему второй режиссер Таня Алексеева. – Отойдите, пожалуйста, в сторону, сейчас сюда
подъедет машина с Державиным.
- С каким Державиным? С тем, который с Ширвиндтом? – пытался врубиться парень.
- Да, да, с тем самым, - ответили ему. – Отойдите, пожалуйста, у нас съемка, вы мешаете нам.
- Я мешаю?! – с угрозой спросил парень.
- Да, да, вы мешаете, задерживаете всю группу, - сказала ему Таня Алексеева. – Актеров задерживаете - Державина, Дюже-
ву...
- Ладно, сейчас я им помешаю, - парень запустил руку в задний карман брюк и стал там возиться. – Пусть подъедет
Державин, я ему покажу...
- Ну кто это там стоит?! – раздался возмущенный голос оператора Сэма Кублановского, одного из старейших операторов
Мосфильма. – Говорить будем летом, а сейчас надо снимать!
Кублановский прикрыл камеру и свою голову специальной попоной и потому все видел только в глазок видоискателя.
- А это еще кто?! – парень повернулся на голос Кублановского.
- Это – наш оператор, - сказала Таня Алексеева. – Вы ему тоже мешаете!
- Камера у вас хорошая? – спросил парень.
- Неплохая,- ответила Таня. – Отойдите пожалуйста!
- Сейчас у вас камеры не будет, - сказал парень. – А потом и Державина! – И он достал, наконец, из заднего кармана
огромный пистолет, как говорят блатные, самую настоящую «дуру». И навел его на Кублановского.
Кублановский, продолжая смотреть в глазок видоискателя, был готов к команде «Камера!» и, конечно, не слышал угрозы в
свой адрес и не видел наведенный на него пистолет.
-
Ну что за люди! – недовольно ворчал он из-под своей попоны. - Говорят отойдите – значит, нужно отойти. И нечего
права качать!
Парень стал целиться в камеру, и всех нас охватило какое-то оцепенение, как во сне – все это казалось настолько нереальным:
в центре Москвы могут выстрелить в оператора в момент съемки фильма?!
И тут к парню подбежала девушка и вырвала у него пистолет.
-
Вадик, опять ты за свое! – оттащила она его в сторону. – Обещал ведь! Извините, пожалуйста! – обратилась она к нам. –
Выпил немного, мы были в ресторане, я на минутку задержалась, а он уже...
Кублановский все смотрел в глазок камеры и увидел, что кадр освободился.
-
Мы готовы! Почему не снимаем?! – сказал он, как ни в чем не бывало, и я тут же дал команду «Камера!»
Подъехала к нужному месту машина с Державиным и Дюжевой, которые даже не подозревали, что мы пережили за это время, -
они остановились на нужном месте и начали свой диалог. Остальное все прошло, как по маслу – сняли с первого дубля.
Почти аналогичная история произошла с нами на съемках фильма «Жених из Майами». Снимали сцену, когда Державин и
Борис Щербаков ждут появления героини Толстецкой возле здания ТАСС.
Подходят двое парней шантраповатого вида и спрашивают нас:
-
Щербакова и Державина, - ответили им.
-
А где они? – спрашивают парни.
-
Вон, стоят, - показали им на наших артистов, стоящих возле стенки здания.
-
Сейчас мы им зубы повыбиваем! – сказали ребята и решительно направились к нашим артистам.
Вся группа повисла на них, стали звать милицию и только так мы спасли наших актеров от возможной травмы их главного
достояния – лица.
Панкратов-Черный лишился передних зубов где-то в Казах-стане: какой-то «герой» нанес ему каратисткий удар ногой в лицо. И
первое время с Панкратовым были трудности на озвучании – он слегка шепелявил,а потом освоился, речь стала нормальной, а под
его усами практически не виден был его беззубый рот.
И я не могу не вспомнить съемки в Индии (фильм «Третий не лишний»). Снимались Державин, Толстецкая, Кокшенов. Мы
только поставили штатив на улице и стали устанавливать аппарат, как тут же стали собираться люди вокруг нас, стояли тихо,
уважительно наблюдая за нашими приготовлениями. А когда мы попытались репетировать нужную сцену, выяснилось, что вокруг
собралась такая огромная толпа зевак, что снять сцену без того, чтобы эта толпа не попала бы в кадр, было невозможно. Мы
обратились за помощью к полицейскому, спросили его, нельзя ли как-нибудь разогнать толпу?
- Я могу это сделать только по решению парламента.
Пришлось прибегнуть к хитрости – я с актерами уехал в другую часть города и, когда все отрепетировали, приехал оператор,
быстро поставили камеру и сняли, хотя к нам тут же стали сбегаться толпы людей.
Индийцы имеют великую кинематографию, они любят свои фильмы (да и многие другие народы тоже любят индийское кино!),
любят своих актеров и вряд ли кто-нибудь захочет выбить зубы всеобщему кумиру.
В нашей группе не было актеров, известных индийцам, но все равно они с трепетом и уважением следили за процессом.
Потому что снималось кино. А они кино любят.