Copyright © 2004 Киностудия "НОВЫЙ ОДЕОН". All rights reserved.
Никому и в голову не приходило снимать г-жу Новодворскую  - многие считают ее крайне непривлекательной
особой, а вы решились пригласить ее к себе в фильм. Расскажите об этом. Почему вы с ней начали работать? Вы
друзья?
Этот вопрос был задан мне в одном из интервью и вот как я на него ответил.
Безумная на первый взгляд мысль снять в фильме «Примадонна Мэри» Валерию Ильиничну Новодворскую и
Константина Борового, признаюсь, пришла в голову не мне, а моей жене, Оксане. В сценарии были заявлены только их
фамилии – герои стояли в аэропрту Майами с плакатами, якобы встречая Новодворскую и Борового.
- А представляешь, если они  вдруг в самом деле прилетели бы? – спросила моя жена.
 Это было, как теперь говорят – «супер»! Я позвонил Новодворской, представился и пригласил сниматься в Майами, на
что она мне сразу ответила, что я не на ту нарвался, дураку ясно, что это – происки коммунистов, таким макаром ее хотят
выманить из страны, а потом бросить на чужбине, как бросили недавно целый цирк в Америке.... Я пытался как мог ее
разуверить и, в конце концов, она посоветовала мне позвонить и поговорить с Боровым. «Если он даст согласие, тогда поеду и
я». Боровой сразу понял, что коммунисты тут не при чем и дал согласие. И я срочно стал переделывать сценарий. Попутно в
Майами я случайно встретился с Михаилом Гулько, который дал мне послушать свой новый диск с заинтересовавшей меня
песней «Заграница». Родилась идея снять небольшой клип на эту песню с Гулько, Новодворской и Боровым. Что в результате и
есть в фильме.
Новодворская оказалась на редкость мягким, наивным, добродушным человеком, что трудно представить, наблюдая за
ней по ТВ. Она покорила всю нашу группу, а также всех местных «русских», общавшихся с ней.
- О, потаты! Это же бататы! – радостно вскрикнула она на рынке, увидев надпись на пакете с картошкой. – Я читала о них
у Гарриет Бичер Стоу в «Хижине дяди  Тома»!
 Это человек с энциклопедическими  знаниями, потрясающей эрудицией, оригинальным чувством юмора, прекрасный
журналист и оратор. Я благодарен судьбе за знакомство с ней – иметь возможность общаться с диссидентом-женщиной,
которая в одиночку боролась с системой, противостояла ей с 18 лет, да и сейчас продолжает бороться – разве это не сюжет?
Отголоски ее влияния есть в моем фильме «Сын неудачника». Не могу не вспомнить, как мы с ней пошли на премьеру фильма
«Хрусталев, машину!» в Дом Кино. Она позвонила мне: «Толь, возьми меня туда... ты понимаешь, это ведь моя тема – Берия,
Сталин, ГУЛАГ»... Мы стояли в очереди к Дому Кино, очередь была чуть ли не от Тишинского рынка и пока мы дошли до Дома
Кино, разыгрывались самые неожиданные и драматические истории. Заметив ее в очереди, подходили прохожие и выражали ей
свое почтение и симпатию. Но подходили и такие, которые обзывали ее бранными словами и пытались дать по физиономии. Тут
я бросался на амбразуру, отбивался и грозил милицией. Короче говоря, стояние в очереди оказалось для меня непростым: я
озирался, как профессиональный телохранитель, готовый отразить возможную атаку, пытался распознать  в каждом первом
встречном друга или недруга и вдруг обратил внимание, что Валерия Ильинична абсолютно спокойна и беспечна.
- Я уже привыкла, - сказала мне Новодворская. – Меня несколько раз в метро пытались столкнуть под поезд, масса моя
спасла. А сколько раз сдирали шапки, таскали за волосы....
 Ну, разве не героиня нашего времени, Валерия Ильинична Новодворская?!