На съемках «Бабника» наш художник Паша Каплевич вдруг предложил мне:
- Анатолий Николаевич, давайте снимем Любку Полищук, она сейчас свободна.
- Я б с удовольствием, - сказал я Павлу. – Только роли подходящей для нее нет...
- А вот та девушка, что приходит к Ширвиндту, предварительно позвонив по телефону? – напомнил мне Каплевич.
- Так это ж ведь крохотная роль, - сказал я. - Даже неудобно ей предлагать...
- Я за это отвечаю – не берите в голову. Значит согласны?
- Согласен, - сказал я, будучи уверенным, что на такую роль Полищук не придет. Но она пришла.
Первый раз я увидел Любу в Доме Кино на эстрадном вечере, где она, еще незнакомая зрителям актриса разговорного
жанра читала монолог проводницы. Было смешно. Потом она стала появляться в кино, а уж после того, как в «12 стульях»
Миронов в танце пробил ее головой оконное стекло ( до сих пор меня корежит при воспоминании об этом эпизоде фильма) ее
уже знали все. Красивая, комедийная ( чем-то похожая на Мурзаеву, помните , в «Сердцах четырех»?) и кинематографичная
она сразу стала звездой кино.
Крохотный эпизод, который она сыграла в «Бабнике» вышел мне боком.
- Как вы могли снять эту гениальную актрису в таком малюсеньком эпизоде? Для нее надо было написать роль! Нет, это
нерентабельно, лучше бы вообще не снимали – только приготовились смотреть на нее, и все, конец! – таковы были замечания
профессионалов по поводу участия Любы в «Бабнике»
Я обьяснял, что Полищук появилась внезапно, до ее прихода на площадку я не был уверен, что она вообще придет. И
потому ей досталась та роль, которая была свободна в сценарии... Если б я знал заранее, то конечно же... непременно... И т.д.
И в следующий раз ( на «Моей морячке») опять для Любы была у меня небольшая роль, но уже написанная специально
для нее и мне кажется, она исполнила эту «танцовщицу Ламбады» как всегда с блеском.
Потом я снимал серию анекдотов «Новый Одеон» и мне была нужна балерина, которая исполнила бы « Умирающего
лебедя» Сен-Санса в гротесковой юмористической манере. Все балерины, к которым я обращался, отвечали мне холодным
вежливым, а иногда и возмущенным отказом:
- Это кощунство! Танцевать «Лебедя» с сосисками на шее и банкой зеленного горошка в руке?! До такой профанации еще
никто не додумывался! Нет и еще раз нет!
И тогда я понял, что надо искать исполнительницу этого номера не среди балерин, а среди комедийных актрис, которым
такой замысел сразу будет ясен, а если танец будет не очень-то академичным – это уже не столь важно. Главное, «Умирающий
лебедь» в балетной пачке,на пуантах и «трепыхает» руками, как крыльями...
И я сразу понял, что это сможет сделать Люба Полищук.
- Толь, как ты угадал! Я всю жизнь мечтала станцевать «Умирающего лебедя», - сказала мне Люба.
И как она это сделала, я надеюсь, многие из вас видели в фильме «Новый Одеон».
Но меня не покидало желание снять Любу в фильме, где уже в сценарии для нее будет специально написана большая
роль. И наконец я такой сценарий написал – «Ночной визит». Позвонил Любе, чтобы дать ей прочитать и мне сказали, что Люба
отдыхает на даче в Коктебеле. Ничего страшного, решил я, потому что на днях должен был ехать на фестиваль в Ялту, где в
конкурсе участвовал мой фильм «Импотент», в котором Люба очень смешно сыграла опять же небольшую роль. Я решил, что
один из фестивальных дней я потрачу на поездку в Коктебель и передам Любе для ознакомления сценарий. Но руководители
фестиваля, узнав, что Полищук рядом, в Коктебеле предложили мне съездить и привезти ее на церемонию открытия
фестиваля,которая должна завершится премьерой «Импотента». В день премьеры нам дали машину ( для звезды выдеделили
БМВ ) и рано утром мы с женой двинули через горные перевалы из Ялты в Коктебель. Любу мы застали в сарафане в саду,
копошащейся в грядке. Я отдал ей сценарий и уговорил поехать в Ялту на премьеру. Люба как была в сарафане, так и поехала,
прихватив сумку с косметикой и платьем для премьеры. По дороге мы попали в пробку на перевале: оказывается, военный
бронетранспортер перевернулся и сейчас дорогу перекрыли - тягачи вытаскивали бронетраспортер из кювета. Ситуация была
явно опасной – мы могли опоздать на премьеру. Я подошел к руководителю операции, военному и сказал, что у нас в машине
Любовь Полищук, что мы едем на церемонию открытия фестиваля в Ялту и если нас в ближайшие 15 минут не пропустят через
затор, премьера наша накроется.Полковник захотел лично удостовериться в правдивости моего рассказа и пошел вместе со
мной к машине. Увидев в глубине машины женщину в блеклом сарафане, он вопросительно посмотрел на меня.
- Да. Это – Любовь Полищук!- стал уверять я военного. - Люба, товарищ полковник может нам помочь и пропустить в виде
исключения через оцепление.
Люба все поняла и включила все свое актерсоке обаяние.
- Ой, вы нас очень выручите, товарищ полковник! – улыбнулась полковнику Люба. – Я обещала зрителям,что буду на
открытии... Помогите нам, пожалуйста!
Полковник, сразу признав звезду, тут же дал клятвенное обещание, что все устроит незамедлительно и надеется
получить автограф.
Полковник оказался человеком слова – тягач был отцеплен от бронетранспортера – тот скатился обратно в кювет, откуда
его наполовину вытащили уже, и вся техника, занявшая проезжую часть – автокран и два тагача – съехали с дороги, освободив
нам проезд. Полковник лично стоял «под козырек», когда мы проезжали. Вот такая любовь зрителей к нашей Любови Полищук.
Мы приехали в самый раз – народ уже собрался в зале «Юбилейного», шло представление участников фестиваля и меня
сразу потащили на сцену, а Любу проводили в гримерку. Я должен был после окончания представления участников фестиваля и
перед премьерой нашего фильма потянуть время до выхода Любы на сцену.
Но Люба появилась, когда церемония открытия фестиваля должна была вот-вот закончиться. Она вышла в
умопомрачительном платье с кринолином, восхитительная в полном смысле этого слова и я был поражен, что за такое короткое
время ей удалось из простой дачницы перевоплотиться в звезду. Зал встретил ее появление дружными аплодисментами. Тут я
должен сказать, что до выхода Любы на сцену всем участникам фестиваля прямо на сцене дарили майки с эмблемой
фестиваля. И как только Люба вышла на сцену к ней тут же подошел директор-распорядитель фестиваля и вручил
полиэтиленовый пакет с майкой. Все мы, до этого получавшие такие майки, клали пакет себе подмышку и продолжали так
существовать на сцене дальше. Люба же разорвала пакет, достала майку, показала эмблему зрителям, а потом надела на свое
вечернее шикарное платье эту майку. Зал взорвался аплодисментами, раздались крики «Браво!» и как потом говорили мне
многие участники фестиваля, приз «Золотая Деметра», который получил на этом фестивале мой «Импотент» ( кстати,
единственный пока приз в моей творческой биографии) во многом обязан блистательному появлению Любови Полищук на
сцене киноконцертного зала «Юбилейный».
Сценарий Люба прочитала на даче по возвращению из Ялты, позвонила мне в Москву и сообщила, что может сниматься в
сентябре. Я стал готовиться к съемкам, собирать группу, искать подходящую квартиру , где будет разыгрываться все действие
фильма. А потом вдруг выяснилось, что у Любы не получается никак со сроками – занята в театре, репетирует новую пьесу,
гастроли с антрепризой, короче, прости, не получается...Вот может в декабре? А мне останавливаться уже было нельзя – все
было задействовано на сентябрь, включая квартиру, очень удачную, на мой взгляд. И тогда я позвонил Татьяне Василевой.Таня
у меня снималась не раз, тоже умела брать на себя рискованные роли (вроде врача-венеролога в «Женихе из Майами» или в
«немецком порно» с Харатьяном в «Новом Одеоне»), актриса любимая зрителями и с явным комедийным даром. Таня -
очаровательная женщина и плюс к этому, еще и большая умница – ее устные рассказы или спонтанные речи, например тосты
или интервью – всегда имеют неповторимую окраску и я на это давно обратил внимание.
У Васильевой тоже оказался непростой график, сниматься она могла только в конце октября и мы договорились, что я
буду ориентироваться на это время. Но, в меня вселился уже бес нетерпения и я решил, что надо снимать в сентябре, как
настроила меня Люба и как я подготовил уже весь процесс – квартиру, группу, других актеров и я решил продолжить поиски
актрисы. Мой выбор остановился на Ирине Мирошниченко. Яркая блондинка, возраст для героини «Ночного визита»
подходящий, что не была замечена в комедиях – этому я не придал значения. Главное, чтоб актер был хороший, а остальное
все приложится, что в комедии, что в драме, так я считал. И ошибался, видимо. Потому что первые же разговоры с
Мирошниченко после прочтения ею сценария в меня не вселили никакого оптимизма.
- Мне нужно белое платье, я видела такое в «Садко-Аркада», - сразу сказала она.
- Для какой сцены? – спросил я.
- Вот для той, где они танцуют бальные танцы, - сказала мне актриса.
- А в сценарии разве указано, что актриса за время действия фильма переодевается? – спросил я.
- А какая разница, написано или нет. Всю картину в одном одеянии - это неинтересно, - уверенно сказала Ирина.
- В самом финале, когда танцуете краковяк на пленере у вас будет другое одеяние, - сказал я.
- Этого мало, - сказала Ирина. – Я должна раза два-три переодеться.
Я решил, что пока можно не зацикливаться на вопросе с переодеваниями и перешел к разговорам о сценарии вообще.
Здесь меня ждали крупные разочарования.
Самое серьезное, после чего я решил, что пора линять , было следующее:
- Когда раздастя звонок в дверь, я должна взять обязательно молоток, - сказала Ирина.
- Как-почему? Два часа ночи!
- Но ведь может вернуться ваш муж?
- С чего это он вернется? Он ведь меня бросил!
- Но у брошенного человека всегда теплится надежда, что к нему могут вернуться.
- Это – удел слабых. Я не такая!
- Ладно, но ведь вначале надо спросить, кто там, прежде чем браться за молоток, - я пытался как-то увести Ирину
подальше от идеи с молотком.
- А чего тянуть? – просто спросила она. – И потом, неужели вы не чувствуете, что с молотком смешнее...
Тут я вспомнил Рязанова, вернее его книгу, где он описал съемки авиалайнера на шоссе в фильме « Итальянцы в
России» - за баранками в автомашинах сидели летчики, штатским пилоты не доверили вести автомобили, когда по шоссе
двигался авиалайнер. Должны были быть люди из одной команды...
Так я понял, что в комедии тоже должны быть люди одной команды.
До этого я уже позвонил Васильевой, сказал, что не могу ждать до конца октября и беру другую актрису. Она
поблагодарила меня за информацию, так как по ее словам, она привыкла, что в таких случаях обычно ничего ей не говорят, а
просто тихо исчезают, не заботясь о том, что могут разрушить ее график работы... И теперь, когда я опять позвонил Васильевой
и сказал, что буду ждать октября, она сказала, что может освободиться даже раньше, в конце сентября. Так что все, как
говорят, что не делается, делается к лучшему. Татьяна Васильева и Михаил Державин создали очень симпатичную,
трогательную пару: почти весь фильм находится в кадре в одной комнате в одних и тех же нарядах и не надоесть зрителям –
тут требуется большое актерское мастерство. И многие мои зрители на встречах очень высоко оценивают роль Васильевой в
этом фильме. Как и я тоже. В последних своих фильмах я, к сожалению, не снимал Таню и вот почему. Мне стали попадаться ее
интервью, где она отзывалась о своем участии в комедиях, в частности в «Самой обаятельной и привлекательной», в «Моей
морячке» и др., как ошибках в своей творческой биографии. Причина мне была ясна:в это время критики пели ей дифирамбы и,
видно, - так устроен человек - вскружили голову, внушили, что ей с ее талантом надо посвятить себя высокому, серьезному
искусству, а комедия – это несерьезно, это низкий жанр и т.д. Так я думаю... Она участвовала тогда в таких «серьезных»
проектах, как театральная 8-часовая постановка Питером Штайном «Электры», куда люди приходили чуть ли не с
раскладушками, в сомнительной (для меня) музыкальной постановке театра Рейхельгауза ( название не могу вспомнить, но
знаю точно, что у Тани плохо с музыкальным слухом и то, как она поет – это не для музыкального спектакля) и окончательно
одурманившего ее фимиамом спектакля про Марию Каллас. Все эти театральные постановки, как и следовало ожидать,
бесследно канули в вечность, а комедийные фильмы с ее участием живут и продолжают радовать почитателей ее таланта.
Видно, поняла это и Таня, потому что в одном из недавних интервью, на вопрос журналиста, почему она не снимается у меня,
она сказала, что если Эйрамджан ей что-то предложит, она готова. Спасибо, Таня, как говорил Мимино, такие актрисы как ты на
полу не валяются! Обязательно предложу...
А Полищук, с которой я столкнулся вскоре после окончания фильма на художественной выставке в Манеже, увидев меня,
чуть ли не закричала:
- Уйди, змей ! Обнадежил меня, говорил, что написал для меня роль, а снял другую?!
Говорила она это не всерьез, но обида, что роль, написанную специально для нее, ей не довелось сыграть, все же
осталась. После этого Люба у меня сыграла в «Ультиматуме» врача, предлагающего клиентам эротический массаж ( роль,
которую отважились бы сыграть немногие актрисы),одну из главных ролей в «Дне Святого Валентина» и , на мой взгляд,
прекрасно сыграла бывшую партийную бонзу в «Сыне неудачника».
На озвучании последней картины Люба преподнесла мне урок, который я бы назвал маленьким актерским чудом. Мы
озвучили сцену ее беседы с героем Белявского на берегу океана, я собрался перейти к другой сцене, но Люба вдруг сказала:
- Дай, попробую еще раз...
Мы попробовали. И я вдруг почувствовал, что произошло чудо – сцена неузнаваемо изменилась, преобрела какой-то нерв
– у меня даже подкатил к горлу ком – и все из-за того, что Люба включила какие-то новые, выбририующие обертоны своего
голоса и фраза, заново произнесенная ею, стала вдруг хватать за сердце.
Шагинян. Сережа, кроме того, что он хороший художник, он еще и большой гурман – в одно время печатались его кулинарные
рецепты в журнале «Итоги». Почему я о нем вспомнил? В «Дне Святого Валентина» в финале на балкон к героям фильма
спускается сверху абсолютно голый человек. Я искал подходящего актера, но все отказывались. Когда я предложил эту роль
Куравлеву тот чуть не обиделся:
- Соображаешь, всю жизнь я показывал людям свое лицо, а на старости лет покажу вдруг задницу?
Фильм уже почти сняли, а вот персонажа для финальной сцены все не было. И тогда Люба говорит:
- А можно моего Серегу попросить – он сыграет.
Сережа очень импозантный мужчина, хорошо сложенный, с огромными живописными усищами. (Он снялся в «Моей
морячки» в качестве «сопровождения» героини Полищук. ) Так что это был удачный выбор.
- А он согласится? – спросил я.
- Согласится. Он без комплексов! – уверенно сказала Люба.
Позвонили Сереже и он дал согласие. Поскольку он должен был спускаться на балкон спиной к камере, а лицом ко всему
проспекту Вернадского я пообещал , что мы сделаем ему набедренную повязку, которая с помощью невидимой лески будет
удерживаться на его «фиговом месте», чтобы не оскорблять чувства граждан, живущих в доме напротив нашего. В
назначенный день на Сережу надели набедренную повязку и выпустили на морозный балкон, сделали репетицию. Все всех
устроило, кроме оператора.
- Леска будет видна! – обьявил он.
- Что делать? – опечалился я.
- Да все нормально, - сказал Сережа. – Я все сделаю без лески и без повязки. Она и мне мешала, честно говоря... Своей
неэстетичностью, что ли...
Мы оценили незакомплексованность художника, его естесственный подход к обнаженной натуре и быстро сняли сцену.
Сережа с первого же дубля все сделал прекрасно. Но что самое интересное – больше всех ликовала Полищук, особенно когда
Сережа прикрывая ладонями пах, произносил свои реплики. Я случайно посмотрел в этот момент на Любу и уже не мог
оторваться – столько удивления, мальчишеского озорства и еще радостного переживания за близкого человека – вот такой
букет чувств я увидел в глазах Любы!
А Сережа Цигаль потом говорил мне:
- Представляешь, за свою жизнь во стольких выставках я участвовал,интервью давал – не счесть, а стал популярным
только после того, как показал в твоем фильме свою задницу. Стюардесы в самолетах тут же переводят меня в бизнес класс,
просят автограф, незнакомые люди заговаривают со мной на улице, спрашивают: не вашу ли задницу мы имели счастье
лицезреть в фильме « День Святого Валентина»? И все благодаря Любке – она навела!