После того, как я написал сценарий к фильму «Жених из Майами» я стал искать исполнителя на главную роль «жениха». Я
знал, что ко всем необходимым качествам героя комедии этот актер должен был иметь очень русскую внешность, чтобы сразу
было понятно, почему он мается за границей, почему ему нужна только русская жена. Я перебирал в памяти всех комедийных
актеров и не один не ложился на тот образ, который я себе представлял. И тут я подумал о Щербакове. Несмотря на то, что в те
годы он играл, в основном, положительных героев – офицеров, передовиков производства, спортсменов и т.д. в нем я
почувствовал какой-то тлеющий огонек комедийного актера. Знаком я с ним не был и, чтобы проверить свои ощущения, позвонил
ему и мы договорились о встрече. Встретились в Доме Кино, в кафе, сидели пили кофе, разговаривали... Борис отвечал мне
односложно, говорил, что в принципе он свободен, надо, конечно ознакомиться со сценарием и тогда можно будет говорить уже
более определенно. Несмотря на то, что в этой встрече Щербаков был со мной, как говорят, сухо официален, серьезен, но тем
не менее после этой встречи я понял, что нужного мне актера я нашел. А Боря после того, как прочитал сценарий позвонил мне и
дал согласие. Последующие встречи с ним укрепили мою уверенность в нем, как в комедийном актере, к тому же теперь Борис
был прост и доступен, часто шутил, глаза у него оказались веселыми, с приятной хитрецой, особенно когда он говорил о
поведение своего героя в сценарии и в такие моменты привычный герой-любовник на моих глазах приобретал новые,
необходимые для моей картины качества. Во время съемок Борис фонтанировал придумками – то и дело предлагал какие-то
геги или чисто режиссерские находки. Я, чтобы отношения у нас были бы ясными, сразу сказал ему, что он может мне
предлагать все, что придет ему в голову, а я буду отбирать его придумки, исходя из своего видения будущего фильма. Борис
согласился, не обижался, если я отказывался от его предложений, но несколько его предложений все же украсили фильм. Кто
видел фильм, может вспомнить, как герой Щербакова, увидев снег радостно осыпает им себя. Или три пары ступней – две
мужских и женская посредине. Уверен, что есть еще в фильме его придумки, просто за давностью лет, возможно, я уже стал
считать их своими, но за его прекрасную работу в фильме «Жених из Майами» ( да и в других моих фильмах тоже) , я Борису
очень благодарен. Он всегда знал текст и если я подсказывал, Борис шутливо обижался:
- Анатолий Николаевич, я ведь театральный актер! Обижаете!
Никогда по его вине не были отложены или сорваны съемки. И это несмотря на то, что все знали, что он любит выпить. Но,
как говорят многие пьющие люди ( а Борис этого никогда не говорит, но свято соблюдает): на работе – ни-ни!
И мы в этом на кинокартине «Примадонна Мэри» убедились.
Закончив последний кадр картины мы обьявили всем, что съемки окончены и я поехал домой. По дороге, перебирая в
голове весь отснятый материал, я вдруг с ужасом вспомнил, что забыл снять один крупный план проезда Щербакова в
автомобиле. Без этого кадра трудно будет смонтировать эпизод, а снять его можно только сейчас, потому что завтра утром вся
группа улетала из Майами в Москву. Я тут же развернул машину и поехал в гостиницу.
- Где Щербаков? – спросил первого встречного «нашего», уже не помню кого.
- Щербаков уже все! – ответили мне. – Готов!
- Как готов?! – не понял я. - Ведь 15 минут назад мы расстались...
- А вот сразу после этого он встретил в вестибюле какую-то женщину и она угостила его кубинским ромом. Целый стакан
он выпил.
Мы нашли Щербакова в каком-то подсобном помещении мотеля. Он, как говорится, не вязал лыка. Мне даже показалась,
что он не узнавал никого из нас.
-Надо срочно приводить его в чувство! – сказал я. – Иначе эпизод не получится. И в Москве это доснять нельзя – машина с
открытым верхом, антураж на улице...
- А как он поведет в таком состоянии машину? – спросил оператор.
- Должен повести, - сказал я. – У нас выхода нет.
- Я сяду с ним в машину только вместе с тобой, - сказал оператор, недавно только снявший гипс после аварии на съмках в
Башкирии.
- Это естесственно, - сказал я, глядя на находящегося в сладком забытьи Бориса.. - Поедем мы трое.
Мы раздели Борю и отнесли его к океану, стали окунать. Минут десять Борис не держался на воде, сразу тонул, но потом
стал барахтаться, а еще через минут 15, как только мы его отпускали, тут же плыл к берегу. Через час он уже более мнее связно
разговаривал с нами, просил оставить его в покое, а еще через полчаса мы усадили его в машину и поехали по главной улице
Майами Коллинз авеню.
- Держись разметки! – кричал я, когда машина опасно виляла.
- Не закрывай глаза! – кричал оператор.
К чести Бори нужный кадр мы сняли и оставили Бориса в отеле, пообещав больше не тревожить его.
Тут же вспомнился еще один интересный эпизод, произошедший на этой картине, уже не связанный со Щербаковым.
По сценарию герои Кокшенова и Розановой должны были ночью купаться в океане.Но в этот год вечера в феврале месяце
выдались прохладные и потому мы откладывали съемку эпизода на более теплую погоду. Но вдруг Розанова сообщает, что в
связи с ее месячным циклом она сможет купаться в океане только в ближайшие два дня, а потом уже нет, до самого отъезда.
Мы срочно перестроились и на следующий день, вечером начали снимать эпизод купания в океане. Отрепетировали без
залезания в воду, потом дали актерам выпить для согрева московской водки и Кокшенов и Розанова с радостыми криками,
поднимая холодные брызги смело бросились в океан. Все сделали четко, естесственно и , поскольку больше одного дубля мы и
не собирались снимать, актеры отправились к себе в номера принимать горячий душ. Мы стали убирать световую аппаратуру,
заглушили генератор постоянного тока и тут ко мне подходит оператор и говорит:
- Толь, в камере не было пленки...
По всем человеческим нормам актеров после горячего душа уже грех было тревожить. Но кино есть кино, не снимем
сегодня, а завтра может быть уже снять будет просто невозможно – начнется ураган, заболеет актер, да просто у Розановой
после купания в холодной воде что-то перестроится в ее цикле. И мы с оператором пошли к актерам сообщать эту неприятную
новость.
- Ну что за вопрос? – сказала, бодрясь, Ира Розанова. - Раз надо – так надо!
- А Ира согласна? – спросил Кокшенов. – Ну раз согласна, тогда и у меня нет проблем.
И с теми же радостными воплями в мокрых купальниках они опять влезли в океан и беззаботно резвились в набегавших
холодных волнах.
На картине «Третий не лишний» Кокшенов, любящий подшучивать над членами группы часто подкалывал Щербакова,
особенно его тягу к спиртному. Боря ничего не отвечал, отшучивался,а однажды не выдержал и сказал Кокшенову:
- К твоему сведению, алкоголизм лечиться, а вот мудизм – нет!
Чем вызвал дружный хохот группы. Не знаю, запомнил ли Кокшенов этот ответ Бориса,но когда через несколько лет после
этого мы снимали в Майами фильм «Когда все свои» Кокшенов во время репетиции сцены драки, нанес Борису мощный удар в
солнечное сплетение. Борис согнулся, не мог дышать, мы уложили его на диван и когда он более-менее пришел в себя, то
сказал:
- Я ведь говорил: мудизм не лечится!