Ширвиндта я знал по телевидению, в основном по их парным выступлениям с Державиным, а вот столкнулся с ним
впервые на съемках фильма по моему сценарию «Самая обаятельная и привлекательная» - у него была роль неверного мужа
героини Татьяны Васильевой. Во время съемок он заговорил со мной и сразу создалось ощущение, что мы давно знакомы с ним
и даже дружны – такая у него манера, сразу обращаться на «ты» и очень по свойски. А учитывая то, что я знал его благодаря
телевидению в самом деле давно, это ощущение легко состоялось.
( Не могу не вспомнить аналогичную историю: как-то в командировке в Краснодаре, еще будучи инженером, мы спускались
в лифте с товарищем и на каком-то этаже в лифт вошел вратарь Яшин. Сто раз мы видели это лицо на экранах ТВ и тут, еще не
сообразив, кто это, дружно и доброжелательно поздоровались с ним, как со старым знакомым.)
В «Самой обаятельной» у Ширвиндта была смешная роль, особенно когда он приходит за Надей Клюевой к концу
рабочего дня, чтобы увезти ее на глазах сотрудников « в неизвестном направлении».
После его реплики « там несколько человек стоят, как парализованные» в зале поднимался страшный хохот, который
заглушал остальные его реплики и я очень переживал по этому поводу. Мне казалось, что и дальше все смешно и зрители этого
уже не слышат. И, что самое интересное, когда мы были с этим фильмов на фестивале в Восточном Берлине в 1986 году,
немецкие зрители смеялись точно так же, как и наши в этом самом месте фильма и также заглушали дальнейшие реплики
Ширвиндта, дублированные на немецкий.
И вот как-то мы столкнулись с Ширвиндом в Доме кино, я к тому времени уже снял в качестве режиссера свой первый
фильм «За прекрасных дам!»
- Напиши что-нибудь для меня, - сказал мне Ширвиндт.
- «Бабник», хочешь? – спонтанно выдал я. Признаюсь, до этой встречи ни само название фильма, ни участие в нем
Ширвиндта даже не приходили мне в голову.
- Давай пиши, название кассовое! – сказал Ширвиндт и плавно удалился.
Надо сказать, что через несколько лет мы опять столкнулись с Ширвиндтом в Доме Кино и он сказал мне:
-Напиши для меня еще что-нибудь, вроде «Бабника», сможешь?
Желая подколоть Ширвиндта я сказал:
- Нет проблем –«Импотент»! Тебя устраивает?
Ширвиндт на секунду задумался и сказал:
-А что, название кассовое. Пиши!
И опять величаво удалился, как и в случае с «Бабником».
И тот и другой сценарий я по «наводке» Ширвиндта написал, только во втором, уже в процессе написания я понял, что
вальяжный, ироничный, волоокий Ширвиндт на роль импотента «не тянет». А вот Державин оказался в самый раз (Прости,
Миша!).
Так вот, фильм под названием «Бабник» мы сняли. На съемках Ширвиндт до команды «мотор» был, казалось, безучастен
ко всему, что происходило вокруг него на съемочной площадке и производил впечатление человека, про которого говорят: « А,
можешь при нем говорить, все, что хочешь, все равно ничего не понимает!» Вот такое он производил на меня впечатление, так
не вяжущееся с его поведением перед камерой. И вот когда в последний день съемок мы устроили импровизированный банкет в
квартире, где снимали, Ширвиндт произнес тост, от которого я в буквальном смысле чуть не скатился под стол: у меня начались
колики в животе, судороги в мышцах живота, короче я был почти прарализован от смеха – такое со мной редко бывает. Дело в
том, что весь свой тост Ширвиндт построил на ненормативной лексике ( позже я узнал, что он признанный мастер в этом жанре),
говорил о том, что только в конце съемок он понял, что участвует в экранизации биографии Эйрамджана и, что больше всего
меня поразило, говорил и о всех остальных участниках нашей группы, притом такие вещи, о которых я понятия не имел.
Например, про женщину, готовящую нам обеды,сказал, что она приносила иногда свои продукты,чтобы сделать обед нам
повкуснее, про оператора, что тот, умудряется смотреть в видоискатель одним глазом и одновременно вытягивает руку с
фотоаппаратом и делает снимок переодевающейся Скороходовой и т.д. Т.е. выдал такие детали о членах съемочной группы,
которые для меня были абсолютно неизвестны, а он, сидевший в кресле с вальяжно-отсуствующим видом все подмечал и
запоминал.
Не только я - все присутствующие давились от хохота, узнавая себя и своих товарищей в этих точных и смешных
зарисовках.
И как-то в Доме Кино, через много лет опять я стал свидетелем его спонтанного блистательного выступления. Была
премьера моего фильма «Агент в мини-юбке». По давно заведенной традиции на всех моих премьерах в Доме Кино ведущим
бывает Юлий Гусман, он предваряет нашу премьеру небольшим спичем, как правило смешным и тем самым как бы настраивает
аудиторию к просмотру комедии, разогревает ее. На этот раз Гусман в коридоре столкнулся с Ширвиндтом, только что
закончившим партию на бильярде.
- Ты куда? – спросил его Ширвиндт.
- Иду представлять фильм Эйрамджана. Пошли, вместе представим? – предложил Юлик.
- Пошли, - вяло согласился свободный в этот вечер Ширвиндт.
И вот два таких незаурядных юмориста, выйдя на сцену Дома Кино и не имея никакого плана, даже наметок своего
выступления устроили в тот вечер незапланированный концерт, весь построенный на импровизации, спонтанных репризах,
«подкалывании» знакомых в зале,артистов, сценаристов и даже с выводом известногно режиссера Георгия Натасона на сцену с
предложением сказать пару слов обо мне.
- Только, пожалуйста, поподробней! – попросил его в микрофон Гусман, вызвав очереднеой взрыв хохота в зале.
После такого концерта, зашкаливающего по децибелам смеха, показывать свою комедию, признаюсь, было немного
боязно. Но тем не менее я благодарен Ширвиндту и Гусману за этот праздник юмора.
На широкую аудиторию впервые фильм «Бабник» мы показали на кинорынке, который в тот год проходил в кинотеатре
«Зарядье». Я выступил перед показом, сказал несколько слов о фильме и призвал прокатчиков покупать нашу комедию, которая
впервые в нашем кинематографе открывает такую важную жизненную тему. И вышел в вестибюль. Мы там стояли,
разговоривали, ждали конца сеанса... В вестибюле были столики разных фирм, продающих свои картины в том числе и наш
столик. И вдруг двери зала с треском раскрылись и оттуда хлынул поток возбужденных зрителей. Я решил, что в зале что-то
произошло – пожар, или стал обваливаться потолок – с такой скоростью, отталкивая друг-друга, вырывались зрители из зала. И
каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что прокатчики устремились к нашему столику и оттуда уже раздавались
крики: «Вы здесь не стояли!» Все это напоминало свалку в ГУМе, когда в какую-то секцию «выбрасывали» дефицит, например
женские сапоги или джинсы. Тогда, не скрою, мне было приятно смотреть на этот ажиотаж и я думал, что так возможно будет и в
дальнейшем со всеми моими фильмами. Увы, это было в первый и в последний раз! Ни «Моя морячка», ни «Жених из Майами» ,
ни «Импотент» не вызвали такого ажиотажа на кинорынке. И я часто задаю себе вопрос, почему? Первое: прокат с каждым годом
терял свои былые возможности. Верно, но «Морячка» собрала в прокате те же деньги почти, что и «Бабник», но такого ажиотажа
на кинорынке не было. Второе: прокатчики привыкли к рыночным отношениям и уже не побежали бы ни за что к прилавку, зная,
что в этом случае им придется заплатить, сколько скажут, а они уже научились торговаться, жаловаться на отсутствие денег,
просили снизить цену на их регион. Это весомый довод.
И третье: тема. Ведь в советском кино такой фильм ни за что бы не появился. Мы видели французские, итальянские
фильмы про «это», но «советико-облико морале» и на этом все кончалось. Даже название фильма – «Бабник», к моему великому
удивлению, воспринималось многими почти как нецензурное слово. Например, ведущий программы о кино, пригласив в свою
передачу Ширвиндта и Державина сказал им что-то вроде: « Вы снялись в фильме, мне как-то неудобно даже произнести его
название...» ... Так что тема и название фильма сыграли важную роль в кассовом успехе фильма.
Премьера фильма в Доме Кино так же прошла с большим успехом: у входа была жуткая давка и директор Дома Кино Юлик
Гусман, выскочивший по зову администрации из своего кабинета, был буквально ошарашен:
- Что такое?! Почему такая давка?! Что ты снял – порно?!
Не могу к случае не вспомнить, как на одном из фестивалей, кажется, в Адлере, когда участники фестиваля ехали в
автобусе на какую-то встречу, Юлик, как всегда шутил и в частности сказал:
- Ну, а Эйрамджан уже получил предложение показывать своего «Бабника» во всех кожвендиспансерах Краснодарского
края!
На премьеру пришел даже Леонид Гайдай, что мне было очень приятно. После просмотра мастер мне сказал:
- Хорошо,но особенно мне понравилось то, что было в ускоренном темпе!
Я понял, что речь идет о сцене, где Державин и аспирантка были пойманы с поличным в чужой квартире.Финал этой сцены
был снят, конечно же, в манере Гайдая.
И все же, вспоминая премьеру «Бабника» в Доме Кино, когда нашу актрису Катю Зинченко нам пришлось затаскивать в
вестибюль чуть ли не по головам людей, пытавшихся штурмом взять Дом Кино, я прихожу к выводу,что возможно причиной
ажиотажа вокруг фильма «Бабник» был Александр Ширвиндт, красавчик, любимец дам, но к сожалению не «бабник».